Маленький городок Дебальцево сегодня стал едва ли не самой известной «горячей точкой» на карте планеты. «Дебальцевский вопрос» стоит на повестке дня переговоров глав мировых держав, на тему боёв за контроль над городом делает гневные заявления Госдепартамент США.
Ожесточённый характер сражения за Дебальцево объясняется тем, что в этом городе расположен один из крупнейших железнодорожных узлов Украины. Переход его под контроль ополчения позволит улучшить транспортное сообщение между ДНР и ЛНР и будет тяжёлым стратегическим поражение киевского режима
За время боёв в Дебальцево стороны понесли тяжёлые потери, гибнут и мирные жители.
[ Spoiler (click to open)]
Деревенька в награду
Но реки человеческой крови проливаются в истории этого города далеко не в первый раз.
История города Дебальцево начиналась с села Ильинка, которое было пожаловано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову. Илья Дебольцов удостоился подобной милости за участие в подавлении восстания декабристов и наказании государственных преступников. Активной роли в этом процессе Дебольцов играть не мог в силу солидного возраста, однако в число удостоенных награды попасть сумел.
Через пару лет статский советник отправился в мир иной, а Ильинка перешла во владение его вдовы и детей.
Мирная сельская жизнь Ильинки стала сходить на нет в конце 70-х годов XIX века, когда проектировщики Екатерининской железной дороги решили, что именно эта местность более всего подходит для размещения крупной железнодорожной станции.
К тому времени Ильинка в народе превратилась в Дебольцовку — достаточно типичная для Российской империи история, когда деревни называли по фамилиям помещиков, которым они принадлежали.
На северных границах имения и началось строительство станции, которая получила схожее, но несколько искажённое название — Дебальцево.
Первые каратели
Вместе со станцией возник и посёлок железнодорожников, а в 1894 году и посёлок рабочих механического завода, построенного для выпуска продукции, в которой нуждалась железная дорога, — от вагонеток до ферм железнодорожных мостов.
Высоквалифицированные заводские и железнодорожные рабочие являлись главной движущей силой набирающего обороты революционного движения в Российской империи.
Первая стачка в Дебальцево грянула 1 мая 1899 года. Рабочие выдвигали, как сейчас принято говорить, экономические требования — сокращение рабочего дня с 10 часов 30 минут до 10 часов, объявление 1 мая нерабочим днём, пресечение произвола мастеров и улучшение жилищно-бытовых условий.
Хозяева заводов вели себя примерно так же, как киевский режим ныне ведёт себя в отношении Донбасса: вступая в переговоры, заключали соглашения, которые затем не выполняли, пытаясь задавить «смутьянов» силой.
Неудивительно, что рабочие Дебальцево принимали участие в первой русской революции 1905 года.
14 декабря 1905 года боевая рабочая дружина фактически взяла контроль над посёлком и удерживала его в течение недели. Бойцы рабочих дружин Дебальцево вели бои с царскими войсками в близлежащих населённых пунктах, в частности в Горловке.
Слово «каратели» в Дебальцево впервые услышали 21 декабря 1905 года, когда в посёлок вошли подразделения царской армии. Восстание было подавлено.
Опять власть меняется…
К концу первого десятилетия XX века станция Дебальцево превратилась в крупный пассажирский и железнодорожный узел с депо и ремонтными мастерскими. Население Дебальцево перевалило за 20 тысяч человек.
Обстановка в Дебальцево вновь стала напряжённой в разгар Первой мировой войны. Заводских и железнодорожных рабочих массово отправляли в армию, оставшиеся испытывали проблемы с продовольствием.Февральская революция 1917 года, однако, не стала избавлением от трудностей, а ознаменовала начало очередного кровавого периода в истории Дебальцево.
Стратегическое значение железнодорожной станции привело к тому, что контроль над Дебальцево многократно переходил от одной политической силы к другой. В декабре 1917 года начались кровопролитные бои отрядов Красной Гвардии с белогвардейцами. В апреле 1918 Дебальцево оказалось в оккупации войсками кайзеровской Германии. Когда немцы покинули посёлок в конце 1918 года, он перешёл под контроль казачьих подразделений Белой армии.
В ответ наступление на Дебальцево начали большевистские войска. Сражение за стратегически важную станцию растянулось на несколько месяцев, достигнув своего пика 9 марта 1919 года, когда к атаке на станцию присоединился бронепоезд «Власть Советам» под командованием Людмилы Мокиевской-Зубок — единственной женщины, которая командовала бронепоездом. В бою за Дебальцево она и погибла.
23 марта над Дебальцево всё-таки был поднят красный флаг. Но всего два месяца спустя красных выбили отряды Деникина.
Дебальцево в тот период времени оказалось в центре сражения различных сил за контроль над Украиной. Восточнее лежали регионы, которыми владели большевики, западнее находились то войска белогвардейцев, то формирования, объявлявшие себя «борцами за Украину».
29 декабря 1919 года станция Дебальцево была окончательна занята бойцами Первой Конной армии Будённого.
В декабре 1941-го
Посёлок пришлось фактически строить заново. Через два года после окончания боевых действий в Дебальцево проживало менее 10 тысяч человек — в два раза меньше, чем в 1911 году.
Дебальцево было восстановлено лишь к середине 1930-х. В 1938 году посёлок получил статус города, а его население составляло более 30 тысяч человек.
Жители Дебальцево только-только привыкли к спокойной жизни рабочего города Донбасса, как грянула Великая Отечественная война. И очень скоро город снова оказался в эпицентре кровавых боёв.
В начале декабря 1941 года гитлеровские войска начали массированное наступление с целью завладения стратегически важным населённым пунктом. На Дебальцево наступали не только солдаты вермахта, но и их итальянские союзники.
Противник имел большое преимущество в живой силе и технике, однако взятие Дебальцево стоило ему дорого. Первые подразделения противника вошли на станцию 7 декабря, но взять её под контроль гитлеровцам удалось лишь восемь дней спустя.
Возвращение разведчиков. Дебальцево, 1942 год. Фото: РИА Новости
22 декабря отчаянная контратака советских войск снова вернула контроль над Дебальцево Красной Армии. Сражение перешло в фазу уличных боёв. Отдельные группы советских бойцов немцы выбивали, открывая огонь по домам из артиллерийских орудий прямой наводкой.
Наконец, 26 декабря советское командование отдало приказ оставить Дебальцево. Бои в окрестностях города, однако, продолжались и в первой половине 1942 года.
Расчет 20-мм итальянской автоматической зенитной пушки Cannone-Mitragliera da 20/65 modello 35 (Breda) у железной дороги в городе в Донбассе.
Град обречённый
Во время оккупации Дебальцево в его окрестностях действовали партизанские отряды, которые с конца 1941 года по сентябрь 1943 провели более 60 боевых операций, уничтожив свыше 1000 солдат и офицеров противника.
В августе 1943 года советские войска начали Донбасскую операцию с целью полного освобождения Донецкого бассейна от оккупантов. 3 сентября 1943 года бойцы 346-й стрелковой дивизии генерал-майора Станкевского освободили город Дебальцево. За доблесть, проявленную при освобождения города, 346-я стрелковая дивизия получила почётное наменование «Дебальцевская».
Освобождённый город снова, как и в годы Гражданской, лежал в руинах. И снова его жителям предстояло всё начинать сначала. К середине 1950-х город и станция были возвращены к жизни.
За послевоенные десятилетия многие жители Дебальцево привыкли считать, что самые страшные и кровавые дни их города остались в прошлом. И даже тогда, когда на киевском Майдане пролилась первая кровь, всё это казалось далёким и нереальным.
Монумент «Вечная слава» в Дебальцево. Фото: Commons.wikimedia.org
Но в июле 2014 года в город вошли подразделения украинских карателей. История вышла на новый виток.
Journal information