Долгое время ситуация на востоке Украины была «новостью номер один» в большинстве СМИ. С наступлением перемирия писать об Украине стали гораздо меньше, а сама тема исполнения Минских договоренностей ушла на второй план. «Медуза» изучила, что происходило под Донецком и Луганском в последние недели (со времени отступления украинских войск из Дебальцево) и рассказывает об этом в 10 коротких абзацах.
Обстрелы и «режим тишины»
Несмотря на перемирие, редкий день обходится без взаимных обвинений в нарушении «режима тишины». Порой речь идет о десятках нарушений в день, порой — о нескольких инцидентах. Одно из самых серьезных нарушений произошло 16 марта. По данным сепаратистов, танк вооруженных сил Украины выстрелил по грузовику ДНР, два человека погибли. В свою очередь, Киев сообщил об одном убитом сепаратистами. Как отмечает Reuters, это первый случай с 11 марта.
Обе стороны подозревают друг друга в подготовке к новому наступлению. В Мариуполе, например, начали укреплять побережье, опасаясь атаки десанта с моря. В ДНР считают информацию о подготовке наступления провокацией. Президент Украины Петр Порошенко, в свою очередь, не скрывает, что ведет работу по укреплению боевого потенциала армии, хотя и подчеркивает, что намерен выполнять условия Минских договоренностей.
Миротворцы
Миссия ОБСЕ на востоке Украины официально продлена до марта 2016 года. В случае необходимости она будет расширена: если раньше контингент ОБСЕ был ограничен 500 мониторщиками, то сейчас его разрешено увеличить вдвое. Действия ОБСЕ не вызывают нареканий ни той, ни другой стороны — во всяком случае, новостей об этом нет.
Украина предложила ввести в регион еще и миротворцев ООН, хотя о них ничего не говорилось в Минских соглашениях. Первые новости об этом появились еще в конце февраля, а предварительное обращение в ООН было направлено 13 марта. Через два дня Петр Порошенко внес в Верховную Раду проект постановления об обращении в Совет Безопасности ООН и Совет Евросоюза о привлечении международных миротворцев (последовательность именно такая!). Против международных миротворцев, не оговоренных в Минских соглашениях, ранее выступали и представители сепаратистов, и Россия. Министр иностранных дел России Сергей Лавров вообще считает, что разговор о миротворцах ведется, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем Украины.

Отвод тяжелой техники и обмен пленными
В ДНР и ЛНР на протяжении последних недель постоянно заявляли, что уже отвели тяжелую технику на расстояние, предусмотренное Минскими соглашениями. В Киеве считают это «имитацией отвода» — по данным штаба антитеррористической операции, тяжелое вооружение возят с места на место. Сами Вооруженные силы Украины утверждают, что отводят вооружения согласно Минским договоренностям, но пока полный вывод не состоялся. В ЛНР также признавали, что Киев вывел около 80% тяжелой техники, но 20% (причем самой лучшей и новой) — оставил.
Еще более запутанная ситуация с обменном пленными. Изначально предполагалось, что обменяют «всех на всех», но пока этого так и не произошло. При этом стороны называют разные цифры: по даннымСлужбы безопасности Украины, сепаратисты отпустили 2483 человек в обмен на 1553. В свою очередь, в ДНР утверждают, что передали Киеву лишь 577 пленных.
Законопроект об особом статусе регионов Донецкой и Луганской областей
По условиям Минских соглашений Украина обязалась предоставить «отдельным районам» Донецкой и Луганской областей (читай: ДНР и ЛНР) «особый статус». Долгое время о подготовке реформы ничего не было слышно. Петр Порошенко внес в Верховную Раду проект ее осуществления, когда на него посыпались упреки в затягиваниирешения. Лишь 16 марта стало известно, что именно предлагает Порошенко: выборы местного самоуправления, которые должны пройти под присмотром ОБСЕ.
У плана Порошенко есть много потенциально спорных моментов, главный из которых — территории, которым президент Украины согласен дать «особый статус». Фактически он предлагает провести выборы на территориях, которые были подконтрольны ДНР и ЛНР в сентябре 2014 года. С тех пор войска сепаратистов существенно продвинулись на запад — например, взяли то же Дебальцево. Кроме того, представителям ДНР и ЛНР не нравится, что при подготовке плана с ними не посоветовались.
Мирная жизнь
Во время перемирия возобновились практически прерванные контакты между востоком Украины и остальной страной. Так, ДНР началапоставки угля на Украину (оплата идет в гривнах). Кроме того, было восстановлено железнодорожное сообщение, а в Луганской области рядом с линией фронта открылись школы.
При этом у ДНР остаются к Киеву требования экономического характера. Глава ДНР Александр Захарченко считает, что власти страны должны региону 4,5 миллиарда долларов, в том числе пенсии, зарплаты бюджетникам, выплаты по инвалидности. Чуть ранее задолженность Киева перед городом Донецком (а не всей ДНР)оценивалась в 380 миллионов гривен (более 17 миллионов долларов) — это заработанные городом на налогах деньги. Киев эти цифры не комментировал, но очевидно, что платить он не будет: в бюджете Украины просто нет на это денег.
Journal information