В этой статье хочется рассказать о типах основных парашютов. Для новичков: людские парашюты бывают основными и запасными. Основные – которые используются непосредственно для прыжка и приземления на нём, запасные парашютыиспользуются в случае отказа основного парашюта.
Основные парашюты подразделяются на несколько типов. Каждый тип используется парашютистами в зависимости от уровня их подготовки.
Для начинающих парашютистов-перворазников, совершающих индивидуальные прыжки, как правило, используется парашют круглой формы, с небольшим полюсным отверстием в верхней части для устойчивости при снижении. Площадь такого парашюта составляет примерно 80 кв.м, стропы длиной около 9 метров. Сам парашют практически неуправляем. Вертикальная скорость снижения около 5 м/с относительно земли. Для открытия такого парашюта в основном используется принудительная система раскрытия. К этому типу относятся парашюты: Д-5, «Юниор».
Для более опытных начинающих парашютистов может быть использован круглый парашют с несколькими вырезами в куполе, так называемыми «щелями», которые служат для сообщения парашюту горизонтальной скорости и возможностью к развороту. Таким образом, данный тип парашюта уже считается управляемым. Для открытия такого типа парашюта используется как принудительное, так и ручное раскрытие. Представители этого типа парашюта: Д-1-5У, Т-4.
Следующий тип парашюта – круглый спортивный щелевой купол со втянутой вершиной. Яркий представитель этого класса – парашют УТ-15, который считается одним из лучших в мире парашютом среди круглых куполов. Площадь парашюта уже значительно меньше, 50 кв.м, горизонтальная скорость 5 м/с, вертикальная 5 м/с, разворот на 360 градусов за 5 секунд. Раскрытие парашюта – только ручное, причём требуется строго определённая поза парашютиста при открытии парашюта. В настоящее время данный тип парашюта практически уже не используется, т.к. он считается одним из самых экстремальных среди круглых куполов, и, следовательно, не совсем безопасным при приземлении.
Все вышеперечисленные типы основных парашютов используются как учебные, преследуя свою единственную цель – дать человеку возможность прыгать с парашютом типа «крыло».
«Крыло» – это тот тип парашюта, с которым стремятся прыгать как любители, так и профессионалы, и почему это так? Посудите сами, сейчас я приведу только некоторые характеристики данного типа. Парашют имеет профиль крыла, состоит из верхней и нижней оболочек, соединённых между собою нервюрами. Площадь купола, в среднем, – от 25 до 10 кв.м. Чем меньше площадь, тем больше горизонтальная скорость купола. Соответственно максимальная горизонтальная скорость, в среднем, – от 9 до 20 м/с. Вертикальная скорость – от 6 м/с до ноля. «Как же она может быть нулевой?» – спросите Вы. Да, это действительно так, потому что при приземлении на такомтипе парашюта используется так называемый «режим торможения», при котором вертикальная скорость кратковременно может составлять 0 м/с. Горизонтальная скорость при приземлении также может уменьшиться до нуля. Управление парашютом и его режимами осуществляется самим парашютистом при помощи двух строп управления.
В зависимости от площади купола и горизонтальной скорости, парашюты типа «крыло» могут быть «классическими» и «скоростными».
Может возникнуть вопрос: зачем человеку совершать прыжки с парашютом на всех предыдущих типах, почему нельзя сразу взять «крыло» и прыгать наравне с мастерами?
Оказывается, не всё здесь просто. Сразу прыгать на «крыле», конечно, можно. Такой вариант возможен, например, при прохождении программы подготовки AFF. Эта программа позволяет за короткий срок освоить все навыки, необходимые для того, чтобы Вас допустили прыгать на «крыле».
Какие именно?
- уметь правильно отделяться от летательного аппарата
- уметь устойчиво падать в режиме свободного падения
- уметь управлять своим телом в свободном падении
- уметь правильно раскрывать парашют
- уметь управлять куполом в режиме парашютирования
- уметь правильно приземляться на данном типе парашюта
- знать и соблюдать все меры безопасности
- уметь грамотно действовать в нестандартных ситуациях
Может быть я что-то и пропустил, но это основное. Конечно, на курсах AFF этому учат очень быстро и в короткие сроки, но такие курсы есть не везде, и стоят они недёшево, от 1000$.
Если Вы такой суммой не располагаете, то у Вас будет более длинный путь, но не менее интересный, с освоением тех типов парашютов, или некоторых из них, которые я описал выше.
Journal information