Жизнь в гареме султана имела свои особенности. Среди гаремных должностей встречаются и вовсе неожиданные – например, рабыни - главы «службы протокола» гарема, рабыни - хранительницы ключа от казны и рабыни - хранительницы большой султановой печати.

Конечно, занимавшие в гаремной вертикали власти такие ответственные должности уже не были рабынями в привычном значении этого слова. Султан не только удостаивал их особого доверия, но по истечении времени давал вольную – о лучшей рекомендации для будущего жениха «освобожденная женщина Востока» не могла и мечтать

До наших дней дошел удивительный документ XVIII века – своего рода штатное расписание гарема султана Махмуда I: винный погреб – 17 рабынь, обслуживание принцев – 72 рабынь, иные хозяйственные работы – 230 рабынь. И лишь 15 рабынь официально числились фаворитками султана! После этого расхожие представления о гареме как о нескончаемой любовной оргии теряют всякий смысл. Несмотря на то, что султан превозносился придворными подхалимами до небес, богом все-таки не был, а простой смертный мужчина удовлетворить всех своих подопечных женщин не мог даже при всем своем желании. Поэтому для большинства обитательниц гарем оставался тюрьмой в одном смысле – как ограничение на их сексуальную жизнь.

Но удивительно другое. По прошествии девяти лет любая рабыня, которую султан так и не пригласил разделить с ним ложе, имела право покинуть свою клетку! Таких «неохваченных мужским вниманием» бедолаг султан обычно наделял приданым, дарил дом и даже подыскивал мужа. Правда, этим правом пользовались далеко не все – безбедная жизнь в гареме многих устраивала. И женщины, как это часто бывало не только в Оттоманской империи, добровольно продлевали своё заточение, предпочитая его сложностям жизни на свободе, тем более, что у оставшихся никто не отнимал их шанса «выбиться в люди» в гаремной иерархии – стать фавориткой, а там, глядишь, и выскочить в султановы жены!

Обычно султан выделял восемь рабынь – четверых назначали постоянными служанками в его личных покоях, а еще четверых возводили в ранг фавориток (гюзиде), чья «служба» протекала исключительно в опочивальне повелителя. Та гюзиде, с которой султан собирался провести ночь, получала от него дорогой подарок, еще один ждал ее поутру – в случае, если повелитель оставался доволен. Забеременевшую фаворитку переводили в разряд «счастливых» (икбал), а после рождения ребенка ее ждало еще большее женское счастье – официальный титул жены.






























Journal information