В этом году исполняется ровно 22 лет со дня начала Боснийской войны - уродливого межэтнического конфликта, продолжавшегося 44 месяца.
Проблемы в Боснии начались задолго до 1992 года. После смерти Иосипа Броз Тито в 1980 году и распада соцлагеря у Югославии уже не осталось шанса. Но тогда, в период европейских «бархатных» революций, когда коммунистические режимы падали под грузом неразрешимых противоречий, никто и представить себе не мог, что типичный для периода полураспада страны парад суверенитетов спровоцирует чудовищную многолетнюю бойню прямо в центре Европы. Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина и Македония пытались отделиться, Сербия противостояла и использовала свой главный козырь — большое число сербов, проживающих в этих самых национальных республиках. Меньше всего их было в Македонии, которой поэтому удалось уйти достаточно быстро и просто. Больше всего — в Боснии и Герцеговине, где был самый пестрый этнический состав: боснийцы-мусульмане (44%), сербы-православные (31%) и хорваты-католики (17%).
Положение Боснии усугублялось географическими особенностями: на территории Боснии и Герцеговины сербские и боснийские села были перемешаны — разделить страну на две части не получилось бы даже при большом желании. Так или иначе, переговоры между боснийскими и сербскими политиками в 1991 году зашли в тупик. В самом начале 1992 года боснийские власти провели референдум о независимости республики. В нем приняли участие большинство жителей, но местные сербы его бойкотировали и отказались признавать результаты референдума. Вместо этого они объявили о создании собственного государства — Республики Сербской.
Лидер боснийских сербов Радован Караджич (справа) и генерал Ратко Младич еще не знали, что станут военными преступниками. Сегодня оба находятся под судом Гаагского трибунала. Суд все еще идет.
Обстрел города.
Тогда боснийские сербы начали осаду города Сараево – столицы Боснии. По переписи 1991 года в Сараеве проживало полмиллиона человек. Каждый третий был сербом, каждый десятый — хорватом, остальные — боснийцы. Сараево называли балканским Иерусалимом из-за многонационального состава населения и смешения христианской и мусульманской культур: тогда, 20 лет назад, нигде в Европе представители этих двух религий не жили так близко друг к другу. В то же время Сараево был совершенно современным городом с развитой инфраструктурой, большими магазинами, банками, ночными клубами, университетами, библиотеками и автозаправками. В 1984-м в Сараеве прошли Зимние Олимпийские игры.
После долгой и бессмысленной войны ныне в Сараево осталось всего около 300 тысяч жителей. Остальные либо были убиты, либо стали беженцами.
Осада Сараево сербскими войсками длилась почти четыре года. Город был блокирован с земли и воздуха, было туго с продовольствием, не было ни воды, ни света. Сербская армия, занявшая все окрестные холмы, расстреливала в упор всех, кто появлялся на улицах — в том числе и оставшихся в городе сербов, многие из которых защищали Сараево вместе с боснийцами.
Оценки жертв этой войны до сих пор точно не подсчитаны – кто-то говорит, что погибло не более 90 тысяч человек, другие называют цифру в 300 тысяч погибших.
Остались только вопросы: ради чего погибли эти люди? Ради непонятных амбиций Милошевича, Караджича, Младича, Изетбеговича или какого-либо другого политика, чье имя сегодня уже не смогут вспомнить ни сербы, ни боснийцы? Ради одурманивающей идеи национально чистого – без чужаков – государства? Или ради новой империи – Великой Сербии или Великой Боснии? Зачем они, одураченные пропагандой, убивали своих вчерашних соседей - тех, кого недавно еще называли братьями, кого приглашали на застолья? Эти люди могли бы вместе растить детей, родниться семьями, вместе строить дома и страну. Зачем они растоптали в кровавой грязи свое будущее? – на этот вопрос мы, наверное, уже никогда не узнаем ответа.
Осталось и грозное предупреждение для всем тем, кто и сегодня стремится разжечь гражданские войны ради безумных политических амбиций: после окончания этой безумной войны более 70 человек с обеих сторон, участвовавших в разжигании конфликта, были осуждены за военные преступления.
Сегодня «Историческая правда» предлагает вам фоторепортаж западных корреспондентов из осажденного Сараево.
Так Сараево выглядел после Олимпиады в 1984 году.
Таким он стал во время войны.
Доставка еды. Город все время пытался жить своей жизнью. Сербы разрешили привозить в Сараево гуманитарную помощь, появилась еда.
Люди ходили на работу и в магазины, устраивали праздники, отправляли детей в школы. Все это они делали под практически постоянным артиллерийским обстрелом и под прицелом снайперов.
В городе были места, где нельзя было появляться ни в коем случае — они слишком хорошо простреливались. По ряду улиц можно было передвигаться только бегом, просчитав время, которое нужно снайперу, чтобы перезарядить винтовку.
Однажды в Сараево прошел даже конкурс красоты. Снимки с того конкурса потом напечатали все мировые СМИ, а рокер Боно из группы U2 написал свою очень известную песню Miss Sarajevo.
Некоторые из тех, кто обстреливал Сараево сверху, как в тире, здесь же и родились. Они знали город, как свои пять пальцев. Многие из тех, в кого они стреляли, еще недавно были их соседями или друзьями.
Дома загорелись во время перестрелки между боснийскими сербами и мусульманами в деревне Люта на горе Игман в 40 километрах к юго-западу от осажденной боснийской столицы Сараево.
Убитые и раненные люди лежат возле крытого рынка в Сараево после взрыва минометного снаряда у входа в здание, 28 августа 1995 года. В результате взрыва погибли не менее 32 человек и ещё 40 получили ранения.
Пленные хорватские солдаты, которые сдались во время боя на горе Власич, проходят мимо боснийского серба, 8 июня. Около 7 тысяч жителей Хорватии и 700 хорватских солдат бежали с подконтрольных сербам территорий во время нападения мусульман.
Снайпер по прозвищу Стрела заряжает ружье в Сараево. Двадцатилетняя сербка, бывшая студентка факультета журналистики, воюющая на стороне боснийцев, потеряла счет убитым людям, но говорит, что ей нелегко спускать курок. Стрела рассказала, что её мишенями становятся в основном сербские снайперы.
Люди смотрят на тела сербов, убитых, предположительно, во время рейда Хорватской армии в городе Босанска Дубица в 250 километрах к западу от Сараево.
Истребитель-перехватчик F-14 «Томкэт» взлетает с борта авианосца «Теодор Рузвельт» для осуществления патрулирования воздушного пространства над Боснией.
Люди, которые бежали из Сребреницы и провели ночь на улице, собрались возле базы ООН в аэропорту Тузлы, 14 июля 1995 года.
Сербский охранник Горан Елисич стреляет в жертву в Брчко, Босния и Герцеговина. После войны его поймали, судили за военные преступления и приговорили к лишению свободы на 40 лет.
Французские войска из патруля ООН в передней части разрушенной мечети в селе Ахиничи, к северо-западу от Сараево, 27 апреля 1993 г. Это мусульманское село было разрушено во время боев между хорватскими и боснийскими силами в центральной Боснии.
«Аллея снайперов» в центре Сараево.
В госпитале.
Под обстрелом.
Journal information