МОСКВА, 10 дек — РИА Новости. Уходящий год стал годом колоссальных достижений и больших проблем для России: абсолютная победа российских сборных на Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи, присоединение Крыма и последовавшие за ним санкции Запада, проблемы в мировой экономике и, как следствие, рекордное за последние годы падение цен на нефть.
В таких условиях еще острее становятся нерешенные задачи поддержки собственного производства, импортозамещения, ухода от сырьевой зависимости. И правительство, несмотря на критику, в целом справляется с ними, уверен премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Увидеть результаты работы этой команды, правда, граждане смогут еще нескоро — возможно, это случится только через несколько десятков лет. "Просто нужно понимать, что для создания такого рода экономики, диверсификации современной экономики России требуется не год, не два, не три и даже, наверное, не 10, на это уйдет еще довольно значительное время, потому что 40 лет мы жили в условиях, когда наша экономика в полной степени зависела от нефти", — сказал Медведев.
Пока следует набраться терпения и постараться не впадать в панику при резких изменениях: идет ли речь о падении курса рубля, росте инфляции или исчезновении продуктов с полок магазинов.
Без паники
Глава кабинета министров признал, что ситуация в экономике развивается и, видимо, продолжит развиваться не совсем так, как ожидали власти. "Если будут меняться существенно экономические условия, нам придется пересматривать и сценарные условия и в конечном счете принимать решения по бюджету", — сказал премьер.
Слабый рубль помог властям избежать сокращения доходов бюджета, однако в правительстве признают, что в долгосрочной перспективе это может принести новые проблемы экономике. "Говорить о том, что девальвация выгодна или не выгодна, — не очень правильно, потому что есть и плюсы и минусы. В долгосрочном плане, хотел бы сказать, очевидно, что существенное ослабление курса рубля для нашей экономики не выгодно", — сказал Медведев.
Глава российского правительства даже пошел на некоторые словесные интервенции, заявив, что рубль "избыточно переослаблен и недооценен" и что в будущем произойдет его переоценка.
По данным Московской биржи, рубль слабо отреагировал на слова премьера: если перед началом выступления Медведева курс евро составлял 67,35 рубля, курс доллара — 54,37 рубля, то к концу трансляции европейская валюта стоила 67,32 рубля, доллар — опустился до 54,32 рубля.
Обращаясь к гражданам, премьер-министр призвал набраться терпения и не спешить с обменом рублей на иностранную валюту. Он напомнил, что в 2008-2009 годах, когда произошло существенное ослабление рубля, часть россиян стремилась как можно быстрее конвертировать рубли в доллары или евро. Но впоследствии произошло укрепление рубля где-то на 25-30% и те, кто переложил свои накопления в доллары или в другие валюты, просто потеряли деньги.
Не мы первыми начали
Западные санкции, введенные против России в этом году, больно ударили по экономике страны, но пострадавшими в данном случае можно назвать все стороны.
При этом Россия не намерена делать первый шаг к примирению: ограничения должны быть отменены той стороной, которая ввела их первой, уверен российский премьер. И пока европейские коллеги будут обдумывать эту мысль, Россия постарается извлечь из ситуации максимум пользы, в частности заняться импортозамещением.
"Мы никогда не говорили, что, вводя так называемые ответные ограничительные меры, мы на следующий день получим российскую продукцию по всем названиям. Мы говорили лишь о том, что этим пора заниматься, но при этом цель была прежде всего в том, чтобы наши российские продукты питания наконец появились на наших полках", — сказал Медведев.
При этом по его словам, в среднесрочной перспективе Россия способна полностью уйти от "ненужного импорта".
Гораздо сложнее дела обстоят с замещением финансовых ресурсов, признает глава правительства. Западные рынки закрыты для российских компаний полностью. "Что касается Азии, то тут не все так печально: мы работаем с нашими партнерами, они в общем и целом работают с нашими банками", — отметил он.
В то же время премьер призвал больше ориентироваться на внутренний рынок. "Мы должны в целом ориентироваться на собственные возможности. И такие возможности существуют на финансовом рынке РФ. У нас есть резервы, возможности Центрального банка и по целому ряду крупных проектов мы опираемся на собственные возможности, на Фонд национального благосостояния, те же самые БАМ, Транссиб будут финансироваться за счет этих источников", — сказал он
Амнистия климата
"В законе об амнистии капиталов должно быть четко прописано, что подлежит амнистированию, и это требует отдельного обсуждения. Только ли деньги или еще какое-либо имущество, которое человек задекларирует? Деньги — это очевидно, но может быть что-то другое из имущества", — заявил Медведев.
"Также в законе должно быть прописано, от какой ответственности освобождается лицо, продекларировавшее свои деньги или другие активы. Прежде всего, это налоговая ответственность, но нужно подумать и о других видах ответственности. Может быть, имеет смысл освобождать и от уголовной ответственности, в противном случае никто просто так капиталы репатриировать не будет", — сказал он.
Медведев подчеркнул, что главная цель амнистии — не только и не столько возвращение капиталов в Россию, но прежде всего — создание благоприятного инвестиционного климата.
"Мы, конечно, не создаем офшоров на территории России. Хотя такая идея была", — сказал Медведев. Однако он пообещал, что условия для предпринимательства в России станут не хуже, чем в других странах.
Journal information